
Вот что рассказано о князе Святом Владимире в Летописи попа Дуклянина.
Из-за ранней смерти своего отца, князя Петрислава, Владимир стал правителем государства Дукля в совсем юном возрасте. Был мудрым, набожным и миролюбивым человеком, много сил отдал укреплению христианской веры среди своего народа. На время его правления приходится война Болгарии с Византией (997-1014 гг.). Когда болгары напали на Дуклянское королевство, Владимир укрылся со своим народом в горах. Но там их поджидала другая опасность — ядовитые змеи. И от этой напасти Владимир сумел избавить свой народ. Каким образом? Конечно же, при помощи искренней и страстной молитвы, которая действует и по сей день. Позже среди воевод Владимира нашелся предатель, который выдал их расположение противнику. Князь принял решение добровольно сдаться в плен болгарскому царю Самуилу и тем самым спасти народ от истребления.
Князя доставили в Преспу (округ Охрида) и заточили в темницу. В тюрьме, во время молитвы ему явился ангел, предсказавший скорое освобождение, а впоследствии — мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара. Девушка отличалась милосердием и часто осматривала темницы. Там она познакомилась с плененным князем. Владимир был молод, красив, кроток и рассудителен. Речи его показались девушке «слаще меда и пчелиных сот». Полюбила Косара князя и стала уговаривать отца выдать ее замуж за него, обещая в противном случае наложить на себя руки. Самуил не смог отказать своей любимой дочери. Владимира освободили, вернув ему все земли. Молодые обвенчались и поселились в городе Драч или Диррахий (современный Дюррес, Албания), где жили в благочестии и целомудрии. Владимир «управлял вверенным ему народом со страхом Божиим и правосудно».
Но их счастье не было долгим. Умер царь Самуил, и власть узурпировал Владислав, двоюродный брат наследника престола Радомира, которого он вероломно убил. Позавидовав влиятельности Владимира, Владислав задумал его погубить. Прислал послов с приглашением прибыть в царский дворец. Заподозрив неладное, вместо мужа в Преспу едет Косара, где ее с почестями встречает двоюродный брат. После этого Владислав вновь присылает послов к Владимиру, которые в качестве ручательства доставляют ему золотой крест. Но Владимир ручательство не принимает, ссылаясь на то, что Иисус Христос не на золотом или серебряном кресте был распят, а на деревянном. Передает Владиславу, чтобы тот прислал священников с деревянным крестом, тогда он поверит ручательству и придет.
В скорости приходят священнослужители с деревянным крестом, и Владимир отправляется в путь. Владислав подсылает к нему убийц, чтобы те покончили с ним по дороге. Но убийцы не смогли осуществить свой план, так как им явились небесные ангелы, сопровождающие князя. Как объясняет автор «Летописи…», Господь не хотел, чтобы Владимир принял смерть вдали от людей. Прибыв в Преспу, Владимир первым делом пошел в церковь помолиться, сопровождаемый все теми же священниками. И тут их окружили наемники Владислава. Князь понял, что его час настал: «Молитесь за меня, господа мои, и пусть вместе с вами этот чтимый крест в день Господень будет мне свидетелем, что умираю я без греха». Владимир был обезглавлен на пороге церкви 22 мая 1016 года.
После смерти Владимира Господь явил немало чудес, увидев которые Владислав испугался и раскаялся в содеянном. Он отдал тело Владимира Косаре, которая увезла его в Краину, на берег Скадарского озера, где и похоронила его. Сама же в глубоком горе ушла в монастырь, приняв имя Феодора. После смерти была похоронена рядом со своим мужем.
Владислав же решил завоевать земли, принадлежащие Владимиру. Во время наступления на Диррахий, ему явился ангел в обличье святого Владимира и покарал его. Владислав упал и «умер телом и душою»


Святой Владимир почитается многими балканскими народами — сербами и черногорцами, греками и македонцами, болгарами и албанцами. Существует много легенд и народных сказаний о его жизни и мученической смерти. По некоторым из них, Владимир взял свою отрубленную голову в руки, сел на коня и поехал к себе домой. Поэтому его нередко изображают с головой в руках.
Многие писатели обращались к теме Святого Владимира, среди них — Лаза Лазаревич, Стеван Сремац, Йован Стерия Попович, Андрия Качич-Миошич и другие.
