Падуя. Канал

Падуя

Из Вероны до Падуи поезд нас домчал всего за 40 минут. Здесь мы решили сделать остановку перед посещением основной туристической Мекки Северной Италии — Венеции.

Привокзальная площадь Падуи встретила нас не то склянками, не то лимонками гигантских размеров. Парочка загадочных емкостей разместилась как раз у стен вокзала. Как выяснила позже, это произведение современного скульптора Антонио Иеволелла, выставка которого проводилась в Падуе в прошлом (2014) году. Скульптура называется «ghirba», что переводится с итальянского как бурдюк, парусиновая канистра. Выставка закончилась, а «канистры» остались.

От ж/д вокзала до нашего отеля почти 4 км. Идем пешком, любуемся окружающими видами. Много зелени, извилистая река, древнеримские руины. Никакого тебе городского шума, птички поют. И удивительно безлюдно, за всю дорогу нам и 10 человек не встретилось.

В отель пришли немного раньше времени, и наш номер еще не был готов. Администратор, напоминающий Дени де Вито (какие яркие персонажи нам попадаются!), открыл нам служебное помещение, где мы переоделись и оставили рюкзаки.
А тут как раз и дождик начался. Что ж, все равно хоть и под зонтиком, идем гулять, знакомиться с городом.
В путеводителях Падую обычно называют городом трех «без». Постараемся же найти все три части этой загадки — святого БЕЗ имени, кафе БЕЗ дверей и луг БЕЗ травы.  А еще в Падуе находится один из самых престижных и старейших университетов. Вот с университетской части города и начнем наше знакомство. До нее мы добрались примерно за полчаса. В Падуе живут 65 тысяч студентов, и мне город представлялся центром бурной студенческой жизни. Нас же он встретил тишиной безлюдных улиц.

То ли на 1 мая все разъехались по домам, то ли виной всему унылый дождь, но нам навстречу попадались лишь редкие прохожие. Прогулку дождь не сильно портил, скорее наоборот, придавал особое очарование средневековым улицам с трехэтажными домами, в которых как и раньше живут преподаватели и студенты университета. Мы шли по арочным галереям, и каждый наш шаг сопровождало гулкое эхо. Казалось, что это город разговаривает с нами, хочет поделиться своими секретами, рассказать свою историю.

А история города весьма богата, ведь его возраст насчитывает 3 тысячелетия. Легенда связывает возникновение Падуи с именем Антенора, воина, который сумел выбраться из поверженной Трои живым и, добравшись до здешних мест, основал поселение (X вeк дo н.э.) Когда в 1274 году при строительстве приюта для подкидышей были обнаружено чье-то захоронение в древних доспехах и с мечом, падуанский судья и поэт Ловато де Ловати высказал гипотезу, что это и есть сам Антенор.  Найденные останки перезахоронили в эдикуле — саркофаге на высоких ножках. Позже рядом появился саркофаг поменьше, там  покоится вышеупомянутый Ловато де Ловати.

Гробница Антенора
Гробница Антенора

Красивое здание, расположенное за гробницей Антенора  —  Префектура Падуи.
Всего в двух кварталах отсюда находится основное здание Университета — Palazzo Bo.

Университет Падуи основан в 1222 году и является старейшим после Болонского. Точнее, его можно считать «филиалом» университета в Болонье, так как его основали опальные преподаватели и студенты оного учебного заведения. В разные года здесь учились и преподавали такие известные люди, как Николай Коперник, Галилео Галилей, Франциск Скорина, Томмазо Компанелла. В университете находится старейший анатомический театр Европы, создан он был в те времена, когда любые манипуляции с человеческим телом преследовались церковью. Поэтому демонстрационный стол был снабжен механизмом, который в случае опасности мгновенно опускал препарируемое тело на нижний этаж. В университете сохранилась и кафедра Галилео Галилея. Чтобы посмотреть эти две университетские достопримечательности, надо записываться на экскурсию, но увы, 1 мая — выходной.
В Университетский дворик же можно заглянуть беспрепятственно в любое время. Его стены и потолок украшены гербами преподавателей и выпускников.

Падуя. Университет

Университет находится недалеко от центра города. Его образуют три площади — Piazza delle Erbe, Piazza della Frutta и Piazza dei Signori. Между двумя из них — Piazza delle Erbe (площадью Трав) и Piazza della Frutta (площадью Фруктов) расположено здание с арочными террасами. Его крыша напоминает перевернутое днище корабля. Это Палаццо делла Раджоне, или Дворец Разума.  Внутри находится всего одно помещение 81,5 х 24 метра. Это самый большой в Европе зал, не имеющий каких-либо промежуточных опор.

Palazzo della Ragione
Palazzo della Ragione

Площади Трав и Фруктов, как и следует из их названий, предназначались для торговли, были рыночными. В наши дни декорации здесь меняются дважды в день. Утром здесь торговля, а вечером на улицу выставляют свои столики  многочисленные кафешки и пиццерии. Обычно здесь, наверное, многолюдно. Но желающих посидеть за столиками под дождем  мы не увидели.

Самое известное кафе Падуи — Педрокки (Pedrocchi). Это заведение получило название «кафе без дверей» (первое «без» из нашей загадки!). Но не надо это понимать буквально, двери здесь хоть и стеклянные, но есть, да и раньше были. Просто раньше оно пользовалось таким спросом у студентов и преподавателей, что работало 24 часа в сутки. Да и это уже в прошлом. Сейчас кафе открыто с 8 утра и до полуночи. Цены — не очень «студенческие».

Pedrocchi
Кафе Pedrocchi

На третьей площади — Piazza dei Signori (площади Синьоров) — мы видим все те же мокрые столики. Красивое здание по центру —  Палаццо Капитанио. Там была резиденция капитана — наместника Венецианской республики. Центральную башню украшают астрономические часы, старейшие в Европе. Создал их часовщик Якопо Донди в 1344 году. Для сравнения, всем известный Пражский Орлой датируется 1410 годом.

Наша прогулка подходила к концу. Тут как раз и дождь закончился. На улицах стали появляться падуанцы. Кто-то присел у подъезда поболтать с приятелем.  Кто-то вышел с собакой погулять, и встретил свою знакомую, тоже собачницу. Обычный вечер выходного дня.

Small Hotel Royal
Small Hotel Royal

Нам же было пора возвращаться в наш Small Hotel Royal. По дороге зашли в маленькую пиццерию, где взяли свежеиспеченную пиццу. Вот, до этого самого момента я настоящую пиццу и не пробовала. Бутылочка Кьянти тоже была к месту.

Утро нас встретило вполне «деревенскими» звуками — пение петухов, лай собак и, чуть позже, далекий церковный звон. Жили мы на окраине Падуи. Вокруг нашего отеля располагались преимущественно небольшие частные дома с садами.
Примерно в 10 минутах ходьбы от отеля есть супермаркет EvroSpar, вчера он был закрыт. Прогулявшись за продуктами и позавтракав, идем продолжать знакомство с городом.

Via Gattamelata
Via Gattamelata

От отеля идем по улице, которая называется Via Gattamelata. «Какое странное название», — подумалось мне. «Gatta» по-итальянски кошка, «melata» — наверное, что-то с мёдом связано. Что или, точнее, кто на самом деле скрывается под этим именем, я расскажу чуть позже.
Сегодня нам предстояло пройти дальше, чем вчера вечером. Напомню, что нам надо было найти еще два «без» из нашей загадки. Вот уже справа показались купола и башни огромного собора. Это Базилика дель Санто. Что переводится просто — Базилика Святого. К ней мы и направляемся.

Базилика дель Санто
Базилика дель Санто

Вот и второе «без» — святой без имени. В Падуе все знают, что за святой имеется ввиду — конечно же, Святой Антоний, покровитель Падуи. Антоний был монахом-францисканцем, проповедовал в Италии и северной Африке. Да и не только людям он нес слово божие, его понимали птицы и рыбы. Во всяком случае, так утверждает легенда. 

Базилика дель Санто
Базилика дель Санто

В районе пьяцца дель Санто нам наконец-то попался сувенирный киоск. Среди свечек и свеч нашли и магнитики, пополнили свою коллекцию. По поводу свечек. Как видно на фото, размеры самые разные, от совсем маленьких до метровых. Есть простые белые, а есть с рисунками. Цены тоже разные. Кстати, самая большая в кадр не поместилась, она стоит 50 евро, наверное, для олигархов.

Пьяцца дель Санто

На пьяцца дель Санто возвышается конный памятник. Это произведение самого Донателло. Великого скульптора эпохи Возрождения конечно же, а не черепашки Ниндзя 🙂
Скульптура XV века изображает героического военачальника Гаттамелату в образе императора Древнего Рима. Короткая туника, сандалии, непокрытая голова — прообразом памятника послужила римская скульптура Марка Аврелия. С противоположных сторон постамента находятся две двери, символизирующие жизнь и смерть. Одна из них закрыта, а другая приотворена. 
Помните название улицы, по которой мы шли? «Медовая кошка» или гепард — так можно перевести прозвище Гаттамелата, которое получил кондотьер Эразмо ди Нарни за свою хитрость. Впрочем, известен он скорее не личными заслугами, а именно благодаря произведению Донателло.

Донателло. Памятник Гаттамелате
Памятник Гаттамелате

У стен собора мы застали какое-то многочисленное собрание — не то паломники, не то экскурсанты. Группа «разношерстная», более 50 человек, мужчины и женщины, несколько священников. Держат табличку с надписью «Madonna della Guardia». Происходящее больше всего напоминало встречу выпускников. Собравшиеся дружески обнимались, будто бы поздравляя друг друга, спели хором, затем сделали общую фотографию на память. 

Позже я прочла в интернете, что Падуя является центром религиозного паломничества, наверное пример такой группы мы и видели. 
После знакомства с Piazza del Santo в наших планах было взглянуть на еще одну площадь, а потом сесть на поезд, чтобы провести наш первый вечер в Венеции. Но тут-то и начались сюрпризы! Как оказалось, и в самой Падуе каналы тоже имеются. Как вам такая картинка? Голубая гладь блестит на солнце, в ней отражаются дома и деревья. Заросшие зеленью древние стены потемнели от вечной сырости. Окошки разных форм и размеров прикрыты ажурными решетками. Кованые решетки огораживают и симпатичные балкончики, нависающие прямо над водой. Никакой набережной нет, дома стоят прямо в воде. К подъездам ведут мостики, на которых расположились скамейки.

Падуя. Канал

«Еще одна площадь» оказалась самой красивой и удивительной площадью, из всех что я видела — Прато-делла-Валле (Prato della Valle). На площадь в привычном понимании этого слова она мало похожа. Это овальный парк, окруженный каналом. Название переводится как «Луг долины». Это третья часть нашей загадки. «Луг без травы». Трава все же имеется, и не так уж мало ее для городской среды. Фотографии тому доказательство.
Пройдя по мосту Пап, попадаем на остров в центре площади, который называется Меммия.

Всю эту красоту создали во второй половине XVIII века на месте болота. Прокопали канал, болото осушили. Образовавшийся остров назвали в честь тогдашнего градоначальника Андреа  Меммо. На острове сделали парк для отдыха горожан. По берегам канала установили два кольца статуй. 

Всего здесь установлено 78 скульптур, посвященных известным жителям Падуи. На осмотр всех у нас не было ни сил, ни времени. Приведу фото только одной статуи, объединяющей двоих выдающихся людей. Это памятник падуанскому скульптору XVIII века  Пьетро Даниелетти. Среди статуй Прато 12 выполнены им. Его же самого изваял Луиджи Верона, ученик Даниелетти.  Скульптор изображен в момент завершения работы над очередным шедевром. На нем халат, в правой руке рабочий инструмент. Левую руку мастер положил на только что изваянный бюст.  И этот бюст тоже заслуживает внимания.
Это Джованни Баттист Морганьи (1682 — 1771 г), врач, анатом, профессор анатомии падуанского университета. Он изучал изменения во внутренних органах, препарируя трупы людей, умерших от различных заболеваний. Морганьи систематизировал свои наблюдения, став основателем патолого-анатомии.

Вокруг Прато-делла-Валле расположился огромный вещевой рынок — на фото видны белые палатки. В то время мы еще не были искушенными путешественниками и таких размеров «забугорный» рынок увидели впервые. Не успокоились, пока весь его не обошли. Так прогулка по городу неожиданно превратилась в шопинг.

В итоге в Венецию ехать  было уже поздно.  Возвращаясь домой, снова купили пиццу на вынос, на этот раз в другой пиццерии. В ней было много народу, помещение побольше и цены немного выше. Но пицца оказалась явно хуже вчерашней.
В целом Падуя оказалась весьма приятным городом, и мы совсем не пожалели, что заехали сюда. Располагая временем, можно было и на несколько дней остаться, полюбоваться каналами и венецианской архитектурой вдали от туристических троп.

Утром 3 мая, уже по дороге на вокзал, мы увидели еще одну достопримечательность Падуи — транслор, однорельсовый трамвай на резиновых шинах. К сожалению, нам так и не удалось на нем прокатиться, он по праздникам и воскресным дням не курсирует. 

Падуя. Транслор
Транслор (однорельсовый трамвай)

Полный маршрут — более 10 км — трамвай проходит за полчаса, объезжая все достопримечательности. Интересен транслор и тем, что снабжен гибридным двигателем, часть его маршрута не электрофицирована. 
Но задерживаться в Падуе мы больше не могли, нас ждала Венеция.

Читайте также другие рассказы «Итальянского калейдоскопа»:
1. Бергамо
2. Верона ч.1
3. Верона ч.2

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *