Национальный Археологический музей

В прошлой прогулке по Афинами мы дошли до Национального Археологического музея, самого большого музея Греции. Прямо перед нами — великолепный особняк, окруженный зеленью, на мраморных ступенях которого любят отдыхать туристы. 

Археологический музей
Археологический музей
Археологический музей

Здание построено в конце XIX века, все в том же стиле неоклассицизма. Но на этот раз автором проекта был греческий архитектор Панагис Калкос.
Здание выглядит несколько приземистым, вытянутым вширь. Его украшением служат белоснежные колонны на фоне красных стен и скульптуры из розового мрамора на крыше.

Археологический музей

Во внутреннем дворике расположилось кафе. Сюда можно попасть, не покупая билет в музей.
И уже здесь можно полюбоваться некоторыми артефактами.

Археологический музей

Не будем довольствоваться внутренним двориком, купим билеты по 10 евро и пойдем осматривать залы. Музей двухэтажный, всего здесь 56 залов. Экспозиция музея разделена на пять крупный разделов-коллекций:
1. доисторический период
2. скульптуры
3. вазы и керамика
4. бронзовые изделия
5. египетская коллекция

Чтобы внимательно рассмотреть все экспонаты, потребуется не один день. Таких планов у нас не было, ограничились довольно беглым осмотром всех залов.
Фотосъемка разрешена, чем мы конечно же воспользовались. Наснимали много, покажу самые интересные, на мой взгляд, экспонаты.
Залы музея просторные, очень хорошо освещены.

Археологический музей

Отличное освещение позволяет фотографировать даже мелкие экспонаты, представленные в доисторической коллекции.
Знаменитое золото Шлимана снимать не стала, глаза разбежались, и не смогла выбрать какой-то один объект.
Меня больше заинтересовали фигурки так называемой Кикладской культуры. Это предметы, обнаруженные при раскопках на островах архипелага Киклады. Возраст этих миниатюр насчитывает до пяти тысячелетий!

Киклады

Один из известнейших экспонатов музея ­ — бронзовая статуя бога. Существуют две трактовки образа:
1. это Посейдон и в руке у него должен быть трезубец
2. это Зевс, тогда у руке должна быть молния.
Поскольку ни трезубец, ни молния до сих пор не найдены, а никаких отличительных черт в самой фигуре нет, то ученые до сих пор ведут споры по поводу названия скульптуры.
Я же окрестила эту статую «Грек, танцующий сиртаки».

бронзовая статуя бога

Несколько залов очень красиво оформлены.

Образцы мраморных статуй.
1. Курос, около 600 г до н. э. Высота 3,05 метра. Сфотографировалась рядом, чтобы показать размеры.
Куросы — это тип греческой скульптуры периода архаики, изображающий обнаженного юношу атлетического телосложения.
2. Венера Стыдливая или Афродита Сиракузская. Одной рукой богиня прикрывает грудь, второй пытается поймать ускользающую драпировку. Кажется, что богиня была застигнута врасплох, выходящей из воды после купания.
Это копия II века до н.э. греческой скульптуры IV века до н.э.
Сравните правое и левое фото и почувствуйте разницу. Насколько более реалистичной и совершенной стала скульптура за какие-то 100 лет. Скульпторы научились не только передавать красоту человеческого тела, но и показывать его в движении.

Курос
Венера Стыдливая

3. Асклепий — бог медицины и врачевания. Видите змею у его ног? Найден в святилище Асклепия в Эпидавре. IV век до н.э.. 
4. Богиня правосудия Фемида. Статуя из Рамнунда, III век до н.э. Весы в руке не сохранились. Обратите внимание, на глазах нет повязки. Повязку добавили уже римляне, у греков правосудие было зрячим.

Асклепий
Богиня правосудия Фемида

«Сюрреализм» античности ­ — миксантропические существа: Сирена и Минотавр.
В сирен, полудев — полуптиц, были обращены подруги Персефоны, которые сопровождали ее в царство Аида. После такого поворота судьбы милые девушки превратились в злобных созданий. Чудесным пением они сводили с ума моряков и потом расправлялись с ними.
Изображения сирен часто использовалось в качестве надгробий. Так и эта скульптура была найдена на афинском кладбище Керамикос.
А познакомиться с Минотавром, полубыком — получеловеком, нам еще предстояло на его родине, острове Крит.

Сирена
Минотавр

Следующие 4 фотографии:
1. Голова философа с жуткими глазами (не дай бог, ночью приснится)
2. Скульптура Париса, в руке он должен держать яблоко. Или это Персей, и в руке он держал голову Медузы Горгоны? Очередная загадка!
3. Рыбаки ­ развертка орнамента вазы («За пивком!» ­ мое название)
4. Красивая мозаика

Голова философа
Парис или Персей
Рыбаки ­ развертка орнамента вазы
Красивая мозаика

Моя любимая скульптура ­ — Афродита, Пан и Эрос.
Козлоногий пристает к девушке, а она тапочкой отбивается, элегантно так… Похоже, она совсем и не против, но какая же леди сразу говорит «Да». Сынок Эрос пытается защитить свою мать.
Композиция найдена на острове Делос.

Афродита, Пан и Эрос

Лев. Больше кота напоминает. IV век до н.э.

Лев

А это сама Афина Парфенос, римская мраморная копия скульптуры Фидия, той самой, которая стояла в Парфеноне. Оригинальная скульптура была внутри деревянной, облицованной золотом (около тонны!) и слоновой костью, до наших дней не сохранилась.
Статуя очень «навороченная» ­- тут тебе и Ника в правой руке, и голова Горгоны на груди, на щите змея, а на шлеме сфинкс с грифонами. В целом создается впечатление чего-­то инопланетного.
Впрочем, не буду оспаривать мнение уважаемых Платона и Сократа ­- они считали статую Афины Парфенос образцом прекрасного.

Бронзовая скульптура мальчика -­ жокея или «Всадник с мыса Артемисион» 140 г до н. э. Высота 2,1 метра. Мальчик и конь были найдены порознь на морском дне возле мыса Артемисион греческого острова Эвбея в 1928 году. По сравнению с огромным конем, мальчик выглядит просто крошечным. Первоначально фигуры выставлялись по-отдельности. Во время реставрации в 1972 году, после того как исследователи обнаружили на коне следы одежды мальчика, фигуры соединили. 

Всадник с мыса Артемисион

Обнаружить на втором этаже египетский зал было для нас полной неожиданностью.
Здесь в изобилии представлены саркофаги, мумии и все, с чем обычно ассоциируется культура Древнего Египта.
Мне приглянулась Богиня-львица Сехмет из Верхнего Египта. 1391-1353 гг. до н.э.

В заключение хочется сказать, что посещение музея может перевернуть ваше представление об археологии как скучной науке. А для искусствоведов и просто любителей истории Национальный Археологический музей может стать драгоценной шкатулкой, по содержимому которой можно шаг за шагом изучать развитие искусства Древней Греции. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *