Музеј ваздухопловства

Аэропорт Никола Тесла, Белград

Для двух наших визитов на Балканы в 2017-18 годах ­- в Черногорию в октябре и в Салоники на Новый год ­- мы выбрали рейсы авиакомпании Airserbia из Москвы через «перекресток всех дорог» Белград. Такой извилистый путь дал нам существенный выигрыш в цене и, в качестве бонуса, возможность хотя бы короткого знакомства с сербской столицей.
Билеты в Черногорию покупали более чем за полгода по специальной акции. В первоначальном варианте стыковочное время позволяло нам полдня гулять по Белграду. Однако примерно через месяц после покупки на электронную почту пришло уведомление об отмене рейса Москва ­- Белград, взамен никаких вариантов в письме не предлагалось. Остальные отрезки нашего пути сохранялись. Но как теперь мы должны попадать в Белград?
Перешерстив интернет, выяснили, что это частая ситуация -­ авиакомпания изучает предварительный спрос, а потом корректирует расписание. После недолгой переписки с сербами выбрали другое время вылета из Москвы и получили новые билеты, без доплаты. Но, к моему великому сожалению, первая стыковка сократилась до 3,5 часов, которые нам предстояло провести в аэропорту. Это была, пожалуй, единственная неприятность в ходе нашего общения с Airserbia. Забегая вперед и основываясь на опыте восьми перелетов, могу поставить авиакомпании и ее головному аэродрому самую высокую оценку.
На сайте Airserbia можно зарегистрироваться за 36 часов до вылета (сервис работает не для всех городов), при этом получаете посадочные талоны на оба стыковочных рейса. И если у вас нет багажа (а мы обычно летаем налегке), то к стойке регистрации в аэропорту подходить уже не нужно. Кстати, даже в наши билеты эконом класса был включен бесплатный провоз багажа, что уже стало большой редкостью у авиакомпаний.
Из Москвы в Белград летают аэробусы A319 , путь занимает около 3­х часов. В полете кормят — ­ булочка с курицей или мясом, печенюшка. Все вкусно! Заранее на сайте можно заказать кошерный вариант питания, вроде как услуга бесплатная. Большой выбор напитков включает даже вино, красное или белое. Терпкое Crveno мы попробовали 30 декабря —­ отметили мой День рождения «на высоте».

Так выглядит столица Сербии с высоты птичьего полета:

Белград с высоты птичьего полета

В Черногорию из Белграда летают небольшие самолеты ATR72.

Самолет ATR72 Белград - Тиват

Багажный отсек находится в носовой части, а priority seats ­ в хвосте. К недостаткам могу отнести лишь очень узкие по высоте багажные полки. В Тиват мы летели вообще в пустом самолете, было только 14 пассажиров.

Самолет ATR72 Белград - Тиват

Аэродром Белграда вполне предсказуемо носит имя Николы Теслы, наверное, самого известного в мире представителя Сербии. Считается, что его открытия стали основой большинства современных технологий ­ — от энергосберегающих лампочек до мобильной связи и интернета.

Аэропорт Никола Тесла Белград

Это самый просторный и безлюдный аэропорт из всех, что мы видели. Все очень компактно, нет бесконечных переходов, свойственным многим терминалам. Людей мало не только ночью, но и днем. Вечером нам даже удалось немного вздремнуть, расположившись на мягких диванчиках. Есть здесь и платный зал отдыха, и детская комната, но нам они не нужны были. А вот камер хранения нет.
Пожалуй, главная особенность белградского терминала ­ — вещи досматривают один раз, на гейтах, таким образом очередь состоит из пассажиров лишь одного самолета.
Таможенники ставят в паспорт штамп только на въезд в Сербию, на выезд ­ могут проштамповать билет, а могут вообще нигде не отметиться. У меня в паспорте теперь 3 въездных штампа Белграда и ни одного выездного.

Аэропорт Никола Тесла Белград

В зале выдачи багажа на стендах лежат бесплатные карты Белграда.
Девушка за стойкой информации, узнав что мы из России, подарила нам красочный путеводитель на русском языке.

Магазин Дьюти Фри ­ тоже в лидерах, на этот раз в отрицательных, все дороже чем в городе раза в полтора, а то и в два. Цены указаны в евро, в них лучше и рассчитываться. При оплате рублевой карточкой евро пересчитывают сначала в динары, а потом в рубли, такая двойная конвертация, конечно же, невыгодна.
Проводятся дегустации, например, я наконец попробовала ракию «Stara Sokolova» Dunja (бутылка в этом магазине стоит 50 евро, для сравнения, в Черногории цена 22 евро). Сбылась мечта идиота!
И что я могу сказать в итоге? Чуда не произошло, ракия = самогон, айвовая ракия ­ все равно самогон.

Для расчетов за пределами аэропорта нужна местная валюта ­— сербские динары. Есть здесь обменный пункт, по-сербски мењачница, но мы им не пользовались. Думаю, там не очень выгодный курс. Лучше воспользоваться одним из банкоматов, которые стоят при выходе из терминала. За выдачу 5000 динар с карты спишут чуть больше 3000 рублей (грубый подсчет). Имейте в виду, что ваш банк при этом возьмет комиссию 3 евро. В городе есть отделения Сбербанка, там комиссия за снятие аналогичной суммы не превысит 20 рублей. Например, в центре есть отделение банка и круглосуточный банкомат на улице Дечанска недалеко от Теразийского туннеля.

Сбербанк на улице Дечанска

В 100 метрах от здания терминала расположен ресторан Borik, где можно попробовать сербскую кухню в случае короткой стыковки. Цены умеренные. А чуть подальше в здании формы тора расположен Музей воздухоплавания (Музеј ваздухопловства).

Музеј ваздухопловства

 Во внутрь нам попасть не удалось, но и снаружи есть на что посмотреть.
На зеленую травку вокруг музея навечно приземлились образцы авиационной техники разных лет.

Музеј ваздухопловства

Каких только самолетов тут нет! В музее даже есть части НАТОвского Стелса, сбитого сербами.

Музеј ваздухопловства

Вернемся обратно в Терминал.
На втором этаже для гражданских лиц открыт профессиональный симулятор, где вы можете попробовать себя в роли пилота пассажирского самолета Boeing 737­800. Говорят, тренажер помогает победить в себе аэрофобию. Ищите вывеску «FLYNG«!

Аэропорт Никола Тесла Белград

Перед Новым годом терминал на радость детям украсили елками, белыми мишками и олешками.

Аэропорт Никола Тесла Белград

От аэропорта до Белграда 12 км, можно добраться на автобусе А1. Шаттл­бас ходит каждые 20 минут в дневное время, вечером и ночью ­ раз в час. Билет стоит 300 динар (около 3 евро). В Белграде автобус делает всего 3 остановки -­ в новом районе у кинотеатра «Фонтан», у Железнодорожного вокзала и конечная на площади Славия.

Расписание шаттл-баса А1 Белград
Расписание шаттл-баса А1

Есть и более бюджетный вариант ­- городской автобус No72, всего 89 динар. Идет со всеми остановками до рынка Зелени Венац. Но нам он ни разу так и не попался. 
В аэропорту автобусы останавливаются поочередно на двух уровнях -­ в зоне Долазак (Arrival) и в зоне Одлазак (Departures). Билеты можно купить в киоске или у водителя.

Аэропорт Никола Тесла Белград

За такси до центра Белграда с нас хотели взять 20 евро, не поехали, дорого (в интернете была информация про 15 евро). А вот из Белграда до аэродрома нам предложили доехать за пет стотина. Когда сели в машину выяснилось ­- 500 с человека. Уточнили: ­ една хиљада динар? Поехали, включил счетчик. По приезду на счетчике было 1800 динар, но водитель слово сдержал, взял едну тысячу (примерно 600 рублей).
Если у вас между самолетами 5 часов или больше ­ — смело езжайте в город!
В следующих постах я расскажу, что нам удалось увидеть в Белграде за три посещения:

Ночная прогулка по Белграду

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *